Первый зампред ЦБ Владислав Конторович: Время покажет рыночные перспективы универсальной электронной карты
Четыре месяца назад Владислав Конторович был назначен первым зампредом ЦБ. Он курирует не только традиционные для Банка России направления - информатизацию и регулирование расчетов, но и новые, связанные с реализацией закона «О национальной платежной системе» (НПС). Первое интервью в новом качестве ВЛАДИСЛАВ КОНТОРОВИЧ дал специальному корреспонденту РБК daily ИГОРЮ ПЫЛАЕВУ.
- Чем, на ваш взгляд, вызвано появление в ЦБ должности первого зампреда по информатизации и регулированию расчетов?
- Существует потребность в дальнейшем развитии платежной системы Банка России. Через нее проходит более 35% всех платежей в стране по количеству и более 80% по сумме. Мы сейчас заканчиваем реализацию проектов, начатых пять-шесть лет назад, и переходим к новым. На начальной стадии, как обычно, основной проблемой является согласование позиций всех заинтересованных сторон. Платежную систему ЦБ используют как многочисленные внешние клиенты, так и подразделения самого Банка России, и их интересы не всегда совпадают. Это необходимо учитывать при открытии новых проектов, когда требуется значительно более высокий уровень согласования всех ключевых вопросов. Без профильного первого зампреда, как показала практика, сделать это сложно.
- Кого непосредственно вы курируете?
- По распределению обязанностей я курирую двух зампредов: это Татьяна Чугунова, которая отвечает за вопросы регулирования расчетов и платежных систем, и Михаил Сенаторов - он отвечает за вопросы информатизации. Это опытные руководители, давно работают в Банке России. Сейчас мы формируем единую команду. Уверен, наша общая работа будет эффективной.
- Какие планы на ближайший год: программа-минимум и программа-максимум?
- Я считаю, что в области платежных систем и информатизации в целом в Банке России каких-то серьезных проблемных вопросов, требующих немедленного решения, нет. У нас есть утвержденные планы, и мы их реализуем. Например, в этом году предусматривается завершение перехода на единую учетно-операционную систему. Десять лет назад у нас в каждом региональном главке был свой вычислительный центр, в котором обрабатывалась платежная информация их региона. При этом всего использовалось 15 разных учетно-операционных систем.
К концу 2013 года эти задачи будут решаться в двух центрах обработки информации с использованием одной учетно-операционной системы, в третьем мы развернем централизованную информационно-аналитическую систему с использованием корпоративного хранилища данных. В результате по технической инфраструктуре мы будем практически полностью соответствовать мировым стандартам для подобного рода систем (например, европейской системе TARGET-2). Одновременно продолжается процесс оптимизации количества и функций нашей сети расчетно-кассовых центров (РКЦ). Он является составной частью программы сокращения издержек и повышения производительности труда в Банке России. Планируется к концу 2015 года иметь расчетную сеть в составе порядка 300 РКЦ и головных РКЦ. При этом одной из важных задач является сохранение доступности расчетных и кассовых услуг. Особое внимание, как всегда, будем уделять обеспечению надежности и информационной безопасности платежной системы Банка России.
- Давайте несколько подробнее поговорим о национальной платежной системе. Насколько серьезно, по вашему мнению, закон «О национальной платежной системе» повлияет на рынок платежных услуг?
- Этот закон является системообразующим в регулировании рынка платежных услуг. Закон обеспечил правовую базу для использования электронных денег и осуществления мобильных платежей. Одновременно вводятся новые требования к деятельности участников рынка. Так, установлены единый трехдневный срок осуществления переводов, требование об уведомлении при операциях с использованием электронных средств платежа и др. Также закон своими нормами прямого действия внес существенные изменения терминологического характера, требующие от Банка России и кредитных организаций соответствующих поправок в нормативных актах и документах (например, изменились наименования банковских операций, введено понятие «перевод денежных средств» и т. п.).
- Какие новшества этого закона, и особенно его требования и ограничения, окажут наибольшее влияние на рынок?
- Закон «О национальной платежной системе» содержит много новелл. На мой взгляд, важнейшей является введение в правовое поле операций с электронными деньгами. При этом использование электронных денежных средств урегулировано на основе банковской модели, то есть операторами электронных денежных средств могут быть только кредитные организации. Это позволит обеспечить необходимый уровень регулирования и надзора, что должно, в частности, исключить возможность неконтролируемой денежной эмиссии. Одновременно урегулирование электронных денег создало основу для узаконивания и дальнейшего развития рынка мобильных платежей. Другой важный момент. Закон обязал Банк России осуществлять наблюдение и надзор за платежными системами и всеми их компонентами, включая организации, не являющиеся кредитными и выполняющие функции оператора платежной системы, операционного центра, платежного клирингового центра. По закону с июля этого года должна начаться регистрация платежных систем. К этому моменту мы должны решить все нормативные и организационные вопросы.
- А что касается новых требований и ограничений, установленных законом…
- Нужно обратить внимание, что в конце декабря 2013 года вступают в силу положения закона, обязывающие кредитные организации уведомлять всех своих клиентов о совершении каждой операции с использованием электронных средств платежа, например банковских карт, систем доступа к электронным кошелькам и любых других систем дистанционного банковского обслуживания. При этом порядок и способ доведения до сведения клиентов указанной информации (например, посредством телефонной связи, SMS-сообщений, электронной почты и т. д.) устанавливается кредитной организацией в договоре с клиентом. В случае неинформирования об операции банк обязан возместить клиенту сумму операции, которая была совершена без согласия клиента. С одной стороны, конечно, у недобросовестных клиентов появляются некоторые возможности для злоупотребления правом на компенсацию, предоставленным законом. С другой стороны, подобные механизмы, правда, как правило, с ограничениями по сумме максимальной компенсации, существуют во многих развитых странах и повышают уровень защищенности клиентов.
- Планируется ли изменение нормативных документов по расчетам?
- В декабре прошлого года были внесены минимально необходимые изменения в положения ЦБ №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» и №222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» для учета требований закона о НПС. Сейчас мы завершаем разработку принципиально нового документа, в котором планируем по максимуму учесть потребности участников рынка, - это положение «О правилах осуществления перевода денежных средств». Проект предусматривает правила перевода денежных средств банками по банковским счетам и без открытия банковских счетов, включая перевод электронных денежных средств, в рамках расчетов платежными поручениями, по аккредитиву, инкассовыми поручениями, чеками и в форме прямого дебетования. Проект существенно расширяет возможности использования распоряжений о переводе в электронном виде, в том числе с применением электронных средств платежа. Кредитные организации и банковские ассоциации активно участвуют в работе над проектом, что должно способствовать повышению качества данного документа.
- До сих пор идут споры о создании национальной системы платежных карт. Будет ли такая система единственной в стране или их будет несколько?
- Действительно, дискуссия вокруг этой темы была достаточно длительной. В рамках проекта создания универсальной электронной карты (УЭК) планируется наряду с функционалом социальной и идентификационной карты предоставлять и платежный сервис. При этом она должна использоваться на всей территории страны. Время покажет рыночные перспективы УЭК. В любом случае появление данного инструмента должно способствовать конкурентному развитию «карточного» рынка России, что положительно отразится и на клиентах - в части снижения комиссий, например.
- Много претензий и вопросов осталось со стороны Visa, MasterCard и других ведущих международных игроков. Как вы планируете взаимодействовать с ними?
- Механизмы и рамки взаимодействия определены законом. Все действующие в России международные карточные системы являются платежными системами, деятельность которых должна соответствовать требованиям законодательства о национальной платежной системе, а их операторы должны быть зарегистрированы Банком России. Мы взаимодействуем с ними, как и с другими платежными системами в России. Кстати, сохраняется положительная тенденция формирования профессиональных объединений участников рынка платежей. Недавно такое объединение создали Visа, MasterCard и «Золотая корона». Как сообщалось в СМИ, в ближайшее время будет зарегистрирована организация, объединяющая ряд крупных банков, операторов мобильной связи, карточных систем и других участников рынка. Создание таких объединений позволит консолидировать позиции участников рынка и структурировать их взаимоотношения с регуляторами, включая Банк России. В результате, надеюсь, проблемные вопросы смогут рассматриваться и решаться более оперативно и комплексно.
- Коснется ли закон о НПС платежной системы Банка России?
- Конечно. Но стоит отметить, что практически все механизмы, преду-смотренные законом для платежных систем, в платежной системе Банка России уже функционируют. Другой вопрос, что назрели некоторые изменения в платежной системе ЦБ, связанные с внедрением новых сервисов. Однако они не носят какого-то революционного характера. По моим представлениям, платежная система в целом удовлетворяет наших потребителей и обеспечивает достаточно широкий набор сервисов, необходимых для нормальной работы сегодня. Но в связи с реализацией планов по дальнейшему развитию финансового рынка будут созданы дополнительные сервисы, которых в настоящее время в платежной системе ЦБ нет. Эти вопросы мы сейчас обсуждаем, и в этом году, возможно, некоторые новые сервисы введем. Другой актуальный сервис - это предоставление клиентам возможности централизованного управления всеми своими счетами, что весьма востребовано многофилиальными банками.
- Будут ли новации в системе расчетов в режиме реального времени?
- В системе БЭСП расширяется состав используемых расчетных документов - в дополнение к платежным поручениям реализуется возможность проведения срочных платежей на основании инкассовых поручений и платежных требований. Появляется еще дополнительная функциональность, например возможность взаимодействия с БЭСП не только через транспортную систему ЦБ, но и через SWIFT. Первые клиенты к этому сервису уже подключены.
- А в части международного взаимодействия?
- Если вкратце, то хотел бы отметить начало переговоров с CLS (Continuous Linked Settlement) на предмет включения рубля в число расчетных валют данной системы. Механизмы, используемые CLS, направлены на снижение расчетного риска при осуществлении конверсионных операций. Эта задача включена в план создания МФЦ.
- Ждать ли ужесточения надзора в сфере расчетов?
- Здесь задача не ужесточить или ослабить надзор, а, как говорит закон, обеспечить стабильность и развитие национальной платежной системы, всех ее элементов, причем не только банковских. В соответствии с законом о НПС мы должны будем осуществлять наблюдение, надзор, инспектирование, применять меры воздействия не только к кредитным организациям, но и к операторам платежных систем и платежной инфраструктуры, которые не обязательно должны быть кредитными организациями. Такой опыт у нас пока отсутствует. Поэтому этот институт не заработает мгновенно, а будет создаваться поэтапно в соответствии со сроками, установленными в законе.
- Вам придется расширять штат?
- Необязательно. Скорее всего новыми полномочиями будут наделены существующие подразделения.
- По вашим оценкам, сколько на это потребуется времени и как это повлияет на участников рынка?
- Законом определены конкретные сроки введения тех или иных норм, но совершенствовать их реализацию мы будем еще достаточно длительное время. Поэтому говорить о существенной дополнительной нагрузке на участников платежных систем в связи с введением такого института я бы не стал.
Владислав Конторович окончил Московский институт химического машиностроения, Московский институт электронного машиностроения и Высшую школу экономики. С 1993 по 1995 год - гендиректор компании «Карат». Затем два года был ведущим инженером-программистом, научным сотрудником Института проблем управления РАН. С 1997 по 2002 год работал в Минфине на должностях главного специалиста департамента анализа доходов бюджета, консультанта, советника. С 2002 года работает в ЦБ в качестве помощника, советника председателя ЦБ. В 2013-2013 годах директор Межрегионального центра информатизации ЦБ. 5 октября 2013 года утвержден членом совета директоров ЦБ, 6 октября 2013 года назначен первым зампредом Банка России. Кандидат экономических наук.